Информационный материал о состоянии законности в сфере противодействия коррупции на территории Тоцкого района.
Прокуратурой района в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генерального прокурора Российской Федерации №400 от 29.12.2009 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов» в 2014 году проводилась работа по проверке законности издаваемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов.
За прошедший период выявлено 170 нарушений в сфере антикоррупционного законодательства, в целях устранения которых принесено 37 протестов, 9 требования, 20 представлений, а также 1 исковое заявление.
Проанализированы причины несвоевременного поступления правовых актов в прокуратуру района. Приняты меры направленные на исправление сложившейся ситуации. С этой целью дополнительно изучены постановления глав муниципальных образований, регламентирующие порядок предоставления в прокуратуру района НПА и их проектов. Направлена информация о необходимости внесения корректив в указанные акты. Данная информация рассмотрена, удовлетворена.
Заключено дополнительное соглашение, регламентирующее вопросы взаимодействия прокуратуры района с органами местного самоуправления в сфере нормотворческой деятельности.
Прокуратурой района ежеквартально проводятся сверки действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления на предмет соответствия федеральному законодательству.
Установлено, что истекший период 2014 года ОМС издано 2170 правовых актов, из которых решений Советов депутатов – 671, постановлений – 1352, распоряжений – 147. Из указанного числа 473 являются нормативными правовыми актами. Однако, далеко не все указанные НПА поступили в прокуратуру района.
Проведена ревизия действующих НПА в ходе которой выявлено 46 НПА противоречащих действующему антикоррупционному законодательству.
Так, в рамках мониторинга НПА проведена антикоррупционная экспертиза распоряжения главы администрации Тоцкого района №16-р от 21.10.2009 «О порядке уведомления о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» (далее по тексту - Порядок).
Проверкой установлено несоответствие Порядка действующему антикоррупционному и Федеральному законодательству.
Так, п.3 Порядка изложен в следующей редакции «во всех случаях обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений муниципальных служащий обязан незамедлительно уведомлять о данных фактах главу администрации (главу муниципального образования, руководителя структурного подразделения)», однако согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. 273-Ф3 "О противодействии коррупции" (далее по тексту Закон 293-ФЗ) муниципальный служащий обязан уведомлять обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений не только представителя нанимателя (работодателя), а также органы прокуратуры или другие государственные органы.
Подобное нарушение порождает коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «ж» ст.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы установленной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее по тексту – Методика), а именно выражен в неполноте административных процедур - отсутствии порядка совершения должностными лицами определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
Помимо изложенного, в нарушение ч.3 ст.9 Закона 293-ФЗ Порядком не установлено, что невыполнение муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 9 Закона 293-ФЗ является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подобное нарушение также порождает коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «ж» ст.3 Методики.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района принесен протест, который рассмотрен , в правовой акт внесены изменения, однако нарушения фактически не устранены, в связи с чем прокуратурой района вновь принесен протест.
Также при проведении антикоррупционной экспертизы постановления главы МО Богдановский сельсовет от 12.11.2012 №74-п «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в муниципальном образовании Богдановский сельсовет», установлены нарушение пп.3 ч.1 ст.6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. 273-Ф3 «О противодействии коррупции» согласно которой одной из мер по профилактике коррупции является предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
В нарушение указанных норм постановлением главы МО Богдановский сельсовет установлены заниженные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.
Аналогичные нарушения выявлены в подобных постановлениях еще в 8 сельских советах (МО Верхнебузулукский сельсовет, МО Ковыляевский сельсовет, МО Кирсановский сельсовет, МО Малоремизенский сельсовет, МО Павло-Антоновский сельсовет, МО Молодежный сельсовет, МО Приютинский сельсовет, МО Свердловский сельсовет).
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района принесено 9 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.
При проведении антикоррупционной экспертизы распоряжения главы МО Ковыляевский сельсовет от 26.03.2012 № 6-р «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих муниципального образования Ковыляевский сельсовет и урегулированию конфликта интересов в органах исполнительной власти МО Ковыляевский сельсовет», установлено, что в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821 «О комиссиях федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», которым установлены основания для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, в Положении сельсовета неправомерно сужены основания для проведения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, что в свою очередь порождает коррупциогенный фактор предусмотренный п.«а» ст. 3 Методики.
Аналогичные нарушения выявлены еще в 12 сельских советах (МО Богдановский сельсовет, МО Верхнебузулукский совет, МО Зареченский, МО Злобинский сельсовет, МО Малоремизенский сельсовет, МО Медведский сельсовет, МО Молодежный сельсовет, МО Погроминский сельсовет, МО Преображенский сельсовет, МО Пристанционный сельсовет, МО Приютинский сельсовет, МО Суворовский сельсовет).
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района принесено 13 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.
Решением Совета депутатов МО Зареченский сельсовет от 08.11.2013 №36 утверждены размеры платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилого помещения по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда на территории муниципального образования Зареченский сельсовет для филиала «Оренбургский» ОАО «Славянка».
В нарушение ст.13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в Решении не установлены периоды действия тарифов на указанные услуги, которые согласно ч. 3 ст. 13 указанного Закона не могут быть установлены менее чем на три года и более чем пять лет и должны соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса. Данное Решение устанавливало для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.
В целях устранения нарушений прокуратурой района принесен протест.
При изучении постановления главы администрации МО Тоцкий район от 27.09.2012 № 993-п «Об утверждении районной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2014-2016 годы», также установлены нарушения, поскольку содержали коррупциогенный фактор и устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил по формуле «вправе».
Кроме того, в нарушение п.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок вступления в программы определен с момента подписания постановления, а не после его официального опубликования (обнародования).
В связи с выявленными нарушениями принесен протест, который в настоящее время удовлетворен в полном объеме.
Прокуратурой района в рамках ревизии НПА проведена антикоррупционная экспертиза Регламента об оказании материальной помощи малоимущим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, принятого постановлением главы МО Медведский сельсовет от 21.01.2013 № 6-п (далее по тексту - Регламент).
Установлено, что в Регламенте присутствует коррупциогенный фактор предусмотренный Методикой проведения антикоррупционной экспертизы. Так, п. 2.7.10 Регламента, в исчерпывающем перечне документов, необходимых для оказания услуги предусмотрена возможность истребования «других необходимых документов, в зависимости от сложившейся трудной жизненной ситуации».
Подобная формулировка порождает коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» ч.3 Методики – широта дискреционных полномочий, а именно неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения органами местного самоуправления для оказания муниципальной услуги.
Аналогичные нарушения выявлены еще в 6 административных регламентах принятых администрациями МО Приютинский сельсовет, сельсовет, МО Молодежный сельсовет, МО Богдановский сельсовет, МО Ковыляевский сельсовет, МО Погроминский сельсовет, МО Тоцкий сельсовет.
В целях исключения коррупциогенных факторов прокуратурой района внесено 7 требований, которые рассмотрены и удовлетворены.
Установлено, что постановлением главы администрации Тоцкого района от 30.08.2013 № 896-п утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Тоцкого района, содержащий в своей формулировке нормы расширенного толкования по формуле «вправе», что является нарушением Методики проведения антикоррупционной экспертизы.
В связи с выявленными недостатками в адрес главы администрации Тоцкий сельский совет направлено требование об устранении нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено.
В постановлении главы МО Тоцкий район от 17.01.2011 № 25-п «Об утверждении положения по оплате труда работников муниципальных учреждений образования Тоцкого района», выявлены коррупциогенные факторы предусмотренные п. «а» ч.3 Методики, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения. Положение содержало формулировку, позволявшую руководителю муниципального учреждения расходовать сэкономленные средства по фонду оплаты труда по собственному усмотрению. Выявлены иные нарушения в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы.
В связи с выявленными нарушениями в адрес главы МО Тоцкий район направлено требование об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, которое в настоящий момент рассмотрено и удовлетворено.
По результатам проведенной проверки установлены пробелы в нормативном регулировании в данной сфере противодействия коррупции.
Так, только в 1 из 18 сельских советов (Верхнебузулукский сельсовет) принят нормативно правовой акт регулирующий порядок предоставления сведений о расходах муниципальными служащими. По данному фактам главам сельских советов района направлено 17 представлений, содержащих сведения о необходимости восполнения пробелов антикоррупционного законодательства. По результатам рассмотрения указанных представлений нарушения устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности
В январе 2014 года прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов МО Богдановский сельсовет Тоцкого района.
Прокуратурой района большое внимание уделяется экспертизе проектов нормативно-правовых актов. Так, в результате проверки проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления района, составлено 5 отрицательных заключений в связи с выявлением в указанных проектов коррупциогенных факторов.
Прокуратурой района, в рамках проведения проверки соблюдения антикоррупционного законодательства в сфере образования изучен локальный нормативно правовой акт – Устав МБОУ «Верхне-Бузулукская СОШ» на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.
Установлено, что в нарушение Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32, Уставом МБОУ «Верхне-Бузулукская СОШ» установлены требования, не предусмотренные законом. Так, в соответствии с пунктом 5.5 Устава прием детей в школу осуществляется при предоставлении медицинской карты. Данное нарушение, не только противоречит действующему законодательству, но и порождает коррупциогенный фактор предусмотренный п.«а» ст. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы.
Аналогичные нарушение были выявлены в Уставах еще 5 общеобразовательных учреждений Тоцкого района, а также в 6 Положениях о приеме в школы.
В целях устранения нарушений принесено 11 протестов, 5 из которых удовлетворены, 6 находится на стадии рассмотрения.
Помимо изложенного, прокуратурой района проведена проверка соблюдения работниками образования законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлены нарушения федерального законодательства.
В нарушение вышеуказанных норм законодательства, не все муниципальные служащие в сфере образования и руководители образовательных учреждений предоставляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Так, проведенная проверка показала, что Голевым С.Н. – директором МБОУ ДОД Тоцкая ДЮСШ., Рыжковым В.К.- директором МАОУ Тоцкая СОШ им.А.К.Стерелюхина, Антиповой Г.А.- директором МБОУ Верхнебузулукская СОШ, Емельяновой И.Э.- директором МАОУ Кирсановская СОШ, Малютиной Т.И.,- директором МБОУ Пристанционная ООШ, Игнатовой Л.А, - заведующей д/с «Солнышко», Дудиной Е.Н.- директором МБОУ ДО Тоцкий ДДТ, Егоровым В.А.- директором МБОУ Погроминская СОШ, Рябовой Н.Е.- директором МБОУ Жидиловская ООШ, Юровой Е.А.- директором МБОУ Злобинская ООШ, Малявиной О.В., – заведующей д/с «Звездочка», Хозиной А.Х.- заведующей д/с «Колокольчик», Акимовой Е.В.- заведующей д/с «Василек», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2013 год не были представлены.
Решение о назначении на руководящие должности Павельевой Н.И.- заведующей МБДОУ д/с «Теремок», (назначена 17.12.2013), Мережко Е.В.- директора МБОУ Богдановская СОШ, (назначена 20.08.2013), Савоськиной Е.В.- директора МБОУ Зареченская классическая гимназия (назначена 21.08.2014) было принято в отсутствии сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей указанных лиц в качестве граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации.
Кроме того, Середой С.М.,- специалистом Тоцкого РОО, не были указаны сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка за 2013 год.
Также сведения о доходах руководителей образовательных учреждений района не размещены на официальном сайте отдела образования администрации муниципального образования Тоцкий район, либо на сайте администрации муниципального образования Тоцкий район.
В результате бездействия руководства отдела образования администрации муниципального образования Тоцкий район руководителями образовательных организаций района, специалистами отдела образования района допущены вышеуказанные нарушения при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год, а также справок о доходах своих супруги (супруга), несовершеннолетних детей.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что руководством отдела образования администрации муниципального образования Тоцкий район меры по предупреждению коррупции не разработаны, должностные лица организации, ответственные за профилактику коррупционных нарушений, не назначены, локальные нормативные акты по предупреждению совершению коррупционных правонарушений, урегулированию конфликта интересов не разработаны.
По результатам проведенной проверки в адрес главы района внесено представление.
Прокуратурой Тоцкого района проведена проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства в организациях ЖКХ. Проведенной проверкой установлено следующее.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.2 Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции разработанных Министерством труда Российской Федерации, а также ч.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" руководством МУП «Тоцкий коммунальник» меры по предупреждению коррупции не разработаны, должностные лица организации, ответственные за профилактику коррупционных нарушений, не назначены, локальные нормативные акты по предупреждению совершению коррупционных правонарушений, урегулированию конфликта интересов не разработаны.
В целях устранения выявленных нарушений внесено представление, которое в настоящее время удовлетворено, виновное лицо привлечено к ответственности, разработаны соответствующие по
|